ru|en

Туристический бизнес и корпоративная социальная ответственность

03 января 2017

Во многих странах мира доходы от туризма являются основой национальной экономики, играют важную роль в формировании валового внутреннего продукта. Развитие туристической индустрии способствует появлению новых рабочих мест, пополняет бюджет. Успешное функционирование этой отрасли зависит от других сфер деятельности экономики, строительства, производства, транспорта, а также от уровня коммуникаций. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, к 2019г. количество рабочих мест,  связанных со сферой туризма, должно достичь примерно 8,4% общего количества рабочих мест в мире, а доля в мировом ВВП – 9,5%. Особое место в индустрии туризма занимает управление в сфере услуг – быстро развивающемся секторе со временной экономики. В крупных европейских странах, США и Японии в сервисе занято больше служащих, чем во всех остальных отраслях, вместе взятых. По некоторым оценкам, частный и государственный секторы услуг обеспечивают от 60 до 70%  национального продукта. Кроме того, это наиболее динамичный сектор международной торговли, составляющий 20% объема мирового экспорта. В фокусе менеджмента в сфере туризма должны быть спрос на услуги, управление этим спросом, а также материально-техническое обеспечение предлагаемых услуг, т.е. совокупность услуги и материального блага. Большое значение при этом имеет маркетинг, анализ потребительских предпочтений и интересов. Отметим, что средний потребитель услуг при выборе поставщика все большее внимание обращает на его поведение не только как участника рынка (выгодные предложения, привлекательная реклама и т.п.), но и как субъекта социальных отношений, гаранта тех или иных социальных благ и экологической стабильности. Причем данный аспект учитывается и на индивидуальном, и на корпоративном уровне, доля которого в туристической индустрии, по разным подсчетам, составляет около 20% [3]. Таким образом, возникает институт социальной ответственности. В сфере туризма концепция социальной ответственности бизнеса тесно связана с идеей устойчивого туризма. Сама характеристика «устойчивый» (англ. sustainable) подразумевает целый ряд понятий: экологически чистый, экологически безопасный, энергоэффективный, развивающийся за счет наименьшего использования сторонних ресурсов и т.д. Все эти свойства объектов туристического бизнеса привлекают инвесторов и потребителей. С позиций управленческого функционала концепция социальной ответственности бизнеса в сфере туризма включает, например: - маркетинг, правдивая информация в рекламных брошюрах, безопасность предлагаемой услуги, ценовая политика, отсутствие скрытых договоренностей между туроператорами и турагентами; - управление персоналом, отсутствие дискриминации при приеме на работу, справедливое распределение заработной платы, прием на соответствующую работу людей с ограниченными возможностями; - управление финансами, точность финансовой отчетности, скорость выполнения операций по оплате счетов в целях своевременного предоставления потребителю туристической услуги в полном объеме. Вместе с тем сфера туризма затрагивает много специфических этических аспектов, являющихся неотъемлемой частью социально ответственного ведения бизнеса. Среди них: - экологический туризм, поднимающий проблему влияния туризма на экологическое состояние тех или иных управлений; - культурный туризм и  воздействие на объекты культурного наследия, финансирование реставрационных и поддерживающих работ; - отельная индустрия и ее влияние на окружающую среду, местное население и традиции; - сектор временной аренды недвижимости за рубежом и проблемы, возникающие при безответственном использовании недвижимости, влекущем за собой потери для местных жителей; -ответственность туроператоров за поведение своих клиентов за рубежом и др. Таким образом, влияние туризма на те или иные направления деятельности в экологическом, социальном, экономическом и культурном аспектах достаточно велико. Именно поэтому создаются и внедряются разнообразные инициативы на базе как целых секторов, так и отдельных компаний. Социальная ответственность бизнеса –  это ответственность принимающих решения предпринимателей перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют. Это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании. В основе концепции социальной ответственности лежит следующий постулат.  Если компания делает правильные вещи для окружающей среды, то у нее будет более сильный бизнес и она сможет больше зарабатывать. Под социальной ответственностью мы понимаем использование компанией своих ресурсов таким образом, чтобы они приносили пользу обществу вне зависимости от выгод для самой компании. Специалисты выделяют три уровня социальной корпоративной ответственности. 1. Уровень сделки. Основная цель –  решить свои собственные задачи и задачи исключительно в своих интересах. Иногда подразумевается выгодное сотрудничество с другими сторонами. Эта форма характерна для компаний, которые не считаются с интересами общества. 2. Уровень признания. Здесь характерен баланс между правами и обязанностями. Компания такого рода принимает во внимание интересы общества, однако, его благополучие не является ее целью. 3. Уровень перемен. На этом уровне ценности общества – главные при организации работы. Компания уделяет большое внимание интересам общества и старается улучшить его благосостояние. Таким образом, третий уровень в наибольшей мере отвечает понятию социальной ответственности. Именно на таком уровне должны функционировать туристические организации. Деятельность туристической компании оценивается не только с правовой и экономической позиций. Необходимо учитывать также социальные и этические аспекты. Исполнение действующих законов и следование экономическим расчетам еще не гарантируют достижение морально легитимных результатов, равно как и хороших финансовых показателей. Рыночная активность все чаще соотносится с социальной и моральной перспективой. Эту реальность должны учитывать участники отечественного туристического бизнеса.   В.А. Багдасарян, Туристический бизнес и корпоративная социальная ответственность, https://pglu.ru/upload/iblock/12f/uch_2014_xii_14.pdf Н.А. Еськова, Социальная ответственность в туристской отрасли, http://old.mebik.ru/dep/k_gmy/sart02.htm

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ