ru|en

Назад к списку

Описание:

Пленэр визуальных искусств «Клюква» был придуман и организован в 2012г..Провинциальное проживание предполагает активную духовную жизнь только в том случае, если ты сам будешь что-то делать. Моя работа в университете позволила собрать на проекте художников,которые в разные годы закончили факультет искусств, плюс в состав участников вошли преподаватели и искусствоведы. На территории республики коми в то время не было ни одного пленэрного проекта. На пленэре важно все — место, атмосфера, погода, время и конечно, люди. Пленэры 2012-2013 гг. проходили в деревне Козловка села Онежье Княжпогостского района, пленэр 2014 г. в посёлке Желанный на территории Национального парка «Югыд ва» на Приполярном Урале. В 2015г-местечко Лемью ( недалеко от Сыктывкара), 2016г-масштабная арктическая экспедиция в Воркуту и на Вайгач, 2017г.-путешествие по Печоре. Всегда важно знать, как всё началось и где мы сейчас, поэтому позволю себе короткий рассказ-предысторию. Первая поездка в Онежье состоялась семь лет назад и подарила яркое впечатление. На берегу реки Вымь возвышался храм во всей своей "модерновской абсурдности" на фоне коми деревни. Избы 19 в. и люди, которые «горели» идеей создать свое «коми Абрамцево». Идея пленэра — создание образа места, темы, посредством различных искусств (видео, инсталляции, живопись, фотография, театр, музыка, литература). «Каждый вид искусства стремится выразить в образах нечто типичное, вечное, независимое от места и времени» (А. Белый). Пленэр- это проживание и художественно-эстетическое переживание. Еще один важный момент «Клюквы» — это выставка на пленэре. Экспериментальная экспозиция на домах, заборах, а на Урале — в тентовой палатке на базе Желанное. Образ проекта дополнился съемками фильма во время пленэра, который демонстрировался на выставке в ЦКИ «Югор», создавая ощущение живого присутствия. Плюс музыканты, которые прониклись идеей импровизации и эксперимента. Яркое выступление на втором пленэре в деревенском доме внутри световой инсталляции (братья Сивковы, М. Таткин, Л. Нестеров, Д. Кочетков). Леонид Нестеров(трубач) написал и сыграл на выставке третьего пленэра Сложная электронная импровизация с живыми барабанами и трубой, вдохнули в старый дом жизнь. Музыкальный апофеоз произошел на четвертой «Клюкве», когда музыка создавалась вместе с картинами. Писать этюды под Рахманинова и под джазовый джем,достаточно яркое художественное впечатление.

Первый пленэр — это разговор с территорией, освоение ландшафта. Благодаря Ирине и Дмитрию Алексеевым, все участники влюбились в Козловку. В результате помимо картин и фотографий возникают средовые объекты: вырастает лестница в небо посередине поля, дом (который должны разобрать на дрова) напоследок становится арт-объектом. Стихи, написанные на стекле, подвешиваются между жердей от стога и звенят, отражают, ловят росу, закаты, создавая живую инсталляцию. Первый пленэр запомнится общением, радостью, подъёмом. Выставку дополнили запахи масла, трав и стрекотание кузнечиков. Десять дней погружения в абсолютное творчество, разговоры и работу.

Идея пленэра 2013 года родилась после выставки первого проекта. «Книга художника» — livre d`artiste — традиция начала века. Каждый автор нашел свою историю даже в пределах небольшой деревни. «Я не иллюстрирую произведения, я создаю книгу», — Владимир Фаворский. Процесс создания книги не ограничился просто изображениями. Результат — «Волшебная фотография» Игоря Попова, где создание иллюстраций стало своего рода театром, «Сказка о потерянной галоше» Веры Петровской, «Исповедь» Олега Сизоненко, вышитая книга Агнии Шаньгиной, «Пряниковедение» Аси Масловой. Там была особая атмосфера мастерской. Моя задача , как куратора развивать проект «Клюква» в разных направлениях, рождая идеи, приглашая интересных художников из разных стран, городов. Особенность места, его закрытость и аутентичность помогают художникам уйти от социума и сосредоточиться на творчестве.

Название третьего пленэра — «Клюква на Югыдва». Вместо «в» — «на», эта ошибка придала особый смысл : «клюква, настоянная на чистой воде». Запредельное путешествие в горы, на Север. Древние горы, легенды, культовые места, природа, хрусталь, вода, медведи, олени, Еркуссей и Каменная Баба, геологи — всё это поселяется в голове после поездки. Другое измерение, без всякой романтики. Долгая дорога туда и обратно, два дня из десяти хорошей погоды. Выставка — строгая, чистая, изысканная.

Пока мы ездили, наши друзья музыканты репетировали. Леонид Нестеров написал музыку специально для выставки. Экспозиция выставки подчеркнула экзистенциальный характер пленэра. Каждый автор — история.

Эксперимент продолжается, пленэр взрослеет. Мы пытаемся, пусть это утопично, создать свой «аккаунт» в Мире Искусства. Наступает «время и», вместо «время или». Время объединения искусств. Четвертый пленэр проходил на творческой  даче писателей в местечке Лемью, недалеко от города. Было много гостей,пленэр превратился в фестиваль искусств. Отсюда и темы работ: «Джазовый лес», «Мерцание» и т. п. Пленэр стал праздником для жителей Лемью. Можно долго описывать атмосферу пленэра,но самое главное это всегда итог- выставка,которая проходит сразу после возвращения. Выставку уже любят и ждут,потому что это всегда что-то неожиданное и живое.

В 2016г состоялся пятый пленэр «Клюква. Берега».«На том берегу»-говорят о  чем-то ином. Путешественники всегда стремятся к новым берегам, для художника «новые берега»-  это движение. Разные: крутые,пологие, песчаные и каменистые - берега всегда держат потоки воды,спасая города и страны. В июле-августе 2016г. «Клюква» отправилась к берегам Карского моря и Северного Ледовитого океана.

Арктическая экспедиция художников продолжает традицию художников-исследователей (Борисова, Вундера, Смирнова, Торлопова).В рамках юбилейного пленэра удалось побывать в Воркуте,на компрессорных станциях Гагарацкой и Ярынской, но самое главное- на острове Вайгач. На Вайгаче не было художников несколько десятилетий, многое исчезло,изменилось. Остров интересен с художественной и научной стороны,там находятся древнейшие святилища,уникальная флора и фауна,также там много исторических памятников. Впервые художественная экспедиция отправилась на остров. Также важным местом, которое посетили художники является город Воркута.

В 2017г. Пленэр  превратился в экспедицию.Мы отправились по Печоре до Нарьян-Мара и Усть-Цильмы. «Клюква. Большая вода»- так назывался проект. Интуитивно-тщательный отбор и анализ творческого потенциала участников, плюс среда, располагающая к творчеству- являются важной кураторской задачей. Пленэр 2017 стал «двойным»: экспедиция по реке Печора и работа в Сыктывкаре на судоремонтном заводе. На выставке соединились эти две истории. Получилось идеальное экспозиционное пространство. Созерцательно-научно и тонко. Опыт проведения передвижной выставки 2016г продолжится с проектом 2017г. Выставка поедет в Нарьян-Мар и Усть-Цильму.

Пленэр «Клюква» становится регулярным и интересным событием в Республике Коми, в ряду многочисленных пленэров, проводимых в мире, он является уникальным по своей идее - необычной работе с визуальными видами искусств на открытом пространстве. В проекте принимают участие молодые художники разных видов визуального искусства, а также известные мастера. Повышаются требования к подаче выставки. В 2016 году  был создан юбилейный выставочный проект, в котором качественно поданы работы и показана история проживания пленэра за пять лет. Проект направлен на привлечение внимания к истории Коми Края и его красоте, а также на развитие художественной среды республики. Пленэр проводится в тесном контакте с преподавателями и студентами факультета искусств Сыктывкарского государственного университета. Проект на протяжении пяти лет осуществляется при поддержке центра культурных инициатив «Югор» и Союза Художников.

P.S.   Проект «Клюква» состоялся благодаря пониманию и доверию со стороны руководства Сыктывкарского университета и Центра культурных инициатив Югор, также мне помогали Ирина и Дмитрий Алексеевы (Козловка) и Николай Николаевич Герасимов (пленэр на Урале).В 2016г пленэр состоялся благодаря помощи ООО Трансгаз Ухта, причем сотрудники этой организации стали полноценными участниками пленэра. Работы с пленэров участвовали в престижных российских выставках. Для многих участников пленэр помог обрести уверенность в своем творчестве, осознать себя Художником.

Анжела Разманова —

художник-живописец, член СХР,

куратор проекта «Клюква»

Вид работ:

пленэр или арт-экспедиция по уникальным местам

Поддерживать местных жителей


Вид туризма:

Духовный или Религиозный

Культурный

Солидарный

Устойчивый

Экологический


Участники:

Анжела Разманова —

художник-живописец, член СХР,

куратор проекта «Клюква»

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ