ru|en

Новости и статьи

15 апреля

Каким будет отдых будущего?

В понедельник 23 апреля 2018г. Центру СОТ предстоит давать интервью уважаемому каналу "Культура" для фильма "Отдых будущего". Поэтому объявляется опрос мнений о том, какие направления в России будут особенно популярны через пять-десять лет и почему? 

Все проекты и объекты ответственного туризма приглашаются к диалогу. Если у вас есть видеоматериал, которым вы готовы поделиться, смело пишите мне на официальную почту sot@icrt-russia.ru

Ответить надо на следующие вопросы:

  1. направление, место или регион для отдыха будущего
  2. концепция такого отдыха
  3. зачем люди будут отдыхать и от чего?

 

На фото - La Defense, деловой квартал или даже пригород Парижа

Французская студия дизайна Stephane Malka Architecture представила проект под названием OxyGen. Архитектор предлагает построить общественное пространство, представляющее собой синтез кафе, ресторанов, открытых террас и множества зеленых насаждений. Локация будет расположена над автомагистралью и ж/д дорогой на набережной Le Grand Parvis.

Ландшафтный дизайн OxyGen совместит в себе романтику садов 19 века и современную эстетику. В локации будет представлена потрясающая палитра из всевозможных цветов и кустарников. Не меньшее влияние на архитектора при разработке проекта оказали Сады Тиволи.

 

 

14 апреля

О том, как спасая Дом со Львом, мы развиваем туризм в нашей стране

47% - это НЕЗАСЛУЖЕННО МАЛО для одного из самых известных частных музеем в Хвалынском районе Саратовской области, если не во всей России.

Его хозяйка Юлия Терехова была первопроходцем социально ответственного туризма на просторах нашей страны, когда еще никто не знал и не говорил о развитии территорий. Юлия Терехова была "белой вороной" для местных жителей, которым было совсем непонятно, зачем спасать расписанные когда-то кем-то доски, если их можно продать, а старообрядчество - сомнительная ценность. Она также была пионером, создавая культурный центр в селе Поповка для мотивации местных жителей и создавая равные возможности для города и деревни. Сейчас это безусловно достопримечательность Саратовской области, у которой впереди многие свершения.

Но реставрация Дома со Львом нужна, тянуть больше нельзя.  Пора сдвинуться с мертвой точки.

В настоящее время на Planeta.ru много достойных проектов, много тех, кто умеет работать с партнерами и доставать те лоты, которые весьма кстати приходятся акционерам краудфандинга. Есть и те, кто за годы нескольких кампаний научились убеждать и заинтересовывать. 

Но откройте глаза и подумайте о том, что первые должны быть оценены по заслугам. Если бы не было бы истории Юлии Тереховой, то Институт "Стрелка" не сделал бы курс о том, как создавать культурный центр в провинции. Такие, как Юлия Терехова, на вес золота. А Дому со Львом нужна поддержка, чтобы набрать 1 миллион и чтобы начать реставрацию. 

Скорректируйте свои планы и поддержите этот первый музейный проект ответственного туризма.  Если вы проголосуете, то это будет ваш вклад в развитие туризма и территорий в нашей стране. Инвестиции в культуру и ее сохранение позволят передать будущим поколениям настоящие ценности.

Вы также можете поддержать проект, предлагая свои лоты или призы.

 

Проголосовать рублем нужно тут: https://planeta.ru/campaigns/lionhouse

 

13 апреля

Мезенская роспись и корпоративная социальная ответственность

Прошла волна удивления, когда Аэрофлот опубликовал на обложке своего журнала для иностранных путешественников мезенскую роспись (декабрь 2017г.). Ее подхватила волна восторга по случаю того, что знаменитый бренд Valentino представил коллекцию с мезенскими узорами.

Данное обстоятельство лишний раз подтверждает, что сохранение традиции и самобытности интересно прежде всего туристам, привлекает их и тем самым развивает территорию. Но далее вы сталкиваемся с термином "преобразующих инвестиций" (impact investing) или просто преобразующего управления (impact management).

Скажите, можете ли вы посчитать реальную пользу или социальный эффект от использования мезенской росписи этими двумя крупными торговыми марками, брендами и бизнесами? Есть ли какой-то ощутимый социальный эффект от данного ко-брендирования Архангельской области, откуда родом эта прекрасная роспись? Возможно местным жителям, архангельцам?

Ответ не очевиден. Возможно косвенно, но посчитать реальное количество изменившихся ценностей непросто и такая задача должна быть поставлена изначально. 

Кроме того, при использовании местного инструмента территориального маркетинга по всем законам Responsible Tourism (ответственный туризм) рекомендовано одновременное софинансирование тех или иных инфраструктурных туристических или социальных проектов данной территории. Т.е. бизнес, использующий такой инструмент, берет на себя ответственность за развитие той территории, чей инструмент использует. Именно такой подход для бизнеса является ярким примером корпоративной социальной ответственности, а сам по себе сюжет иллюстрирующий социально ответственный туризм. Но много ли мы знаем таких примеров?

Архангельская область в данном случае является пионером по использованию инструмента социально ответственного туризма крупным бизнесом, но местное население и регион пока не являются благополучателями данного проекта. Стандартная норма участия крупного неместного бизнеса в таком проекте развития территории по аналогии с зарубежными примерами - 20-25% прибыли.

В случае с G-Travel, который финансирует проекты своего фонда Ecoterra, отправляя 25% со своего дохода на экологические инфраструктурные проекты в местах интереса их туристов.

 

 

 

10 апреля

30000 рублей на идею бизнеса или проект от Awesome

Вы еще можете успеть подать заявку в Фонд на небольшой грант до 12 апреля 2018г.

Awesome Foundation – это международное сообщество, идеей которого является поддержка новых, общественно значимых или просто интересных проектов в разных сферах, которым необходима финансовая и профессиональная помощь. Московское отделение Фонда работает с августа 2014 года.

Фонд рассматривает любые проекты из любых сфер: наука, искусство, бизнес, социальные проекты.

При этом предпочтение отдается тем проектам, которые: - осуществимы (грант должен быть ощутимой поддержкой для развития проекта); - общественно значимы, полезны; - создают что-то новое; - и, конечно, просто потрясающие!

Заявки на грант принимаются круглогодично. Выдача гранта проходит примерно раз в 2-3 месяца. Примерно за неделю до финала объявляются финалисты отбора (8-15 команд), которые приглашаются на очную презентацию своих идей попечителям. Если заявитель проекта не может физически присутствовать на финале, его могут представлять коллеги, заявитель может подготовить ролик или выступить со своей презентацией по Skype. Финальный этап отбора проходит в Москве. После презентации организаторы выбирают победителя, которому вручают грант на развитие проекта.

Фонд рад поделиться экспертизой и контактами в разных областях, поучаствовать в развитии понравившихся проектов и просто весело провести время с участниками. Организация предоставляет эти гранты абсолютно без встречных обязательств и не предъявляет никаких прав на проект, которому была оказана поддержка. 

Участвовать в отборе могут участники из любых городов. Если в течении трех месяцев вы не получили никакого ответа от Фонда, значит, ваш проект не был отобран в финал. Один заявитель может подавать несколько заявок с разными проектами.

Оставить заявку на грант можно здесь: http://www.awesomefoundation.org/ru/projects/new

Если вы хотите стать одним из наших попечителей - напишите нам на официальную почту moscow@awesomefoundation.org

https://www.awesomefoundation.org/ru/chapters/moscow

25 марта

Бронский неслуЧайный иван-Чай и Нижнезолотилово

Уже почти 1,5 года в черновиках у меня лежит материал о проекте Bronski иван-чай... За это время очень многим я рассказала о том, что социальный предприниматель Михаил Бронский вместе с Ильей Кузубовым (фестиваль Тайбола),  также Кенозеро, лесным отелем Голубино в Пинежье, Ошевенском, Шенкурском, национальным парком Русская Арктика развивают туризм в Архангельской области и что именно они являются центрами притяжения по критериям СОТ в данном регионе.

Познакомилась с Михаилом Бронским я на Международный форум в рамках  партнерства «Северного  измерения» в  области культуры  (ПСИК) в Санкт-Петербурге и узнала, что туески ему заготавливает именитый мастер-берестянщик из Архангельской области Александр Шутихин... В то же время, когда Государственный Дарвиновский Музей открыл выставку "Береста на века", на которой Александр изготовлял легкую лодку из бересты. 

Какое отношение имеет Михаил Бронский, его чай в туескаях и пакетах с росписью (сам расписывает росписью Важской (шенкурской) и росписью Костромских отходников, а мезенской на пакетах пишет Людмила Щеголихина) к социально ответственном туризму или СОТ? Прямое. Михаил уже 25 лет занимается росписью, а чаем - 12 лет.

Bronski - это не столько иван-чай, сколько смешение его с такими ингредиентами, как берестяной промысел и мезенская роспись. Благодаря Михаил эти компоненты воедино меняют нашу с вами культуру потребления. Ведь так здорово купить чай и поддержать местного мастера или познакомиться с уникальной "мезенской росписью", которую уже сейчас сложно представить себе на подносах (мы ими практически не пользуемся в быту), да и гораздо важнее сохранить уникальные знания, навыки и умения мастеров Севера. У меня даже была дискуссия на эту тему с уважаемым Глебом Тюриным: мне кажется, что изменение культуры потребления, использование традиционных художественных инструментов не на предметах искусства  - важный просветительский ход и жест, укрепляющие знания и меняющие наше сознание.

Бизнес в настоящее время у Бронского построен таким образом: "Нам привозят лист, за его переработку в Нижнем Золотилово отвечает наша семья, когда меня нет процесс переработки контролируют папа, мама и сестры, муж сестры. Сейчас племянники (старшей 12 лет) активно принимают участие в переработке и сборе листа и трав. Сушка ягод и цветов под контролем племянницы Кати (12 лет), тоже зарабатывает денежку)"...

Кроме того,  иван-чай употребляют только в России. Это действительно наш российский напиток. И он выстраивает мосты между городом и деревней.

"если в Архангельской области будут самые большие плантации иван-чая - вот это цель, тогда многие деревни оживут", - считает Михаил Бронский. Кроме того, не теряет надежды "отреставрировать храм Вознесения Господня на ручье Ворбас, акустика там удивительная.. очень хочется, чтобы там службы шли".

И наконец, родина этого иван-чая - деревня Нижнее Золотилово на картах Нижнезолотилово, которой суждено стать новой туристической достопримечательностью Архангельской области. Еще не все понимают, что именно сюда могут приезжать туристы, чтобы познакомиться с местными жителями-заготовителями и производителями. Михаил считает так:

"В нашей деревне 18 домов, два скоро совсем умрут, постоянно живут три дома, остальное дачники, из них две семьи помимо нашей участвуют в процессе работы, а так за сезон до ста человек могут принимать участие в заготовке листа, трав, ягод. Есть еще семьи в других районах области кто с нами работает. У людей желание есть с нами работать, но мы пока не в силах всех принять. Рынок иван-чая не сформирован, есть компании, которые делают плохой чай и поэтому демпингуют, продают его по низким ценам, а у потребителя пока понимания нет, что чай чаю рознь. Думаю что такая ситуация минимум три года будет. 
Инвестор, который готов вкладывать и не ждать мгновенной отдачи найти не просто."

Согласно концепции социально ответственного туризма, именно такие очаги традиции, производства, культуры, искусства, промысла становятся наиболее устойчивыми и неизменно вызывают интерес туристов при правильном управлении процессом. А это означает, что данная инвестиция в любом случае не краткосрочная. В данном случае туризм может стать инструментом поддержки и рекламы через "сарафанное радио", а также акселератором процессов. Именно такой туризм социально ответственный.

Подробнее:

http://29.ru/text/from_29/212731424890880.html

http://www.ntv.ru/novosti/1701036/

https://rg.ru/2015/08/04/reg-szfo/proekt.html

11 марта

Что такое альтернативный туризм?

Огромное количество терминов и видов туризма существует в официально литературе на русском языке. Виды туризма не развивают территории, сути они не меняют.

По мнению профессора РГУТиС Михаила Александровича Саранчи альтернативный туризм - противоположность массовому туризму. «Альтернативный туризм» знакомит путешественников с нестандартными достопримечательностями, уникальными людьми и практиками. Концепция альтернативного туризма предполагает комплексное раскрытие сути конкретного места, подачу идеи для путешествия и самостоятельного изучения туристами.

Альтернативный туризм популярен в те места, которые в любом случае и нуждаются в туристах, и имеют ограничения по количеству туристов. Ни заповедники, ни села, ни усадьбы не могут принять неограниченное количество туристов, т.к. ограничены количеством местных жителей, а значит персонала, который работает на местах, т.к. показатели антропогенной нагрузки территорий никто не отменял. Чаще всего места альтернативного туризма находятся в юрисдикции разных ведомств (Минкультуры, Минприроды, Минсельхоза и региональных департаментов и управлений). Ясная Поляна - яркий тому пример.

Продвигать такие места и сложно, и просто. Но важно другое, что рано или поздно возникает конфликт интересов местных жителей и приезжающих туристов. Поэтому альтернативный туризм - не панацея для развития территорий, а лишь способ заработать на "нестандартном" и привлечь внимание.

Только ответственный туризм закладывает изначально в стратегию развития туризма критерии и принципы ответственного потребления и производства (цель 12 устойчивого развития), а значит соблюдает баланс интересов местных жителей и туристов.  Только баланс интересов является показателем успешной стратегии развития территории в долгосрочной перспективе.