Как вы думаете археологические раскопки являются ли поводом для туризма?
Для формирования мышления ответственного туриста и для его мотивации должна быть очевидная мотивация участвовать в возрождении традиций или культурного наследия. Возможность приобщиться, присоединиться, принять участие в туристической поездке и познакомиться с уникальным историческим материалом — это именно то, что побуждает ответственного туриста к действию. В этом смысле раскопки являются поводом, но не всегда тем инструментом, который развивает территории. Развитие территорий происходит при соблюдении других критериев и при наличии в процессе разных участников ответственного туризма. Далее материал из Управления по охране объектов культурного наследия Тамбовской области о раскопах на территории города Котовска.
В сентябре – ноябре 2016 года Тамбовской археологической экспедицией, организованной ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» были проведены охранные раскопки «Курганной группы у с. Кузьмино – Гать» (на территории г.Котовска), состоящей из восьми насыпей. Курганный могильник расположен на левом берегу реки Цны, в 600 м к западу от северной окраины с. Кузьмино-Гать.
Исследования велись на основании Открытого листа № 1648 выданного Министерством культуры РФ 7.09.2016г. ведущему археологу Центра Миронову Олегу Владимировичу на право проведения археологических работ на территории объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа у с. Кузьмино-Гать в Тамбовском районе Тамбовской области» (на территории г.Котовска).
Необходимость раскопок памятника археологии была обусловлена тем, что курганная группа попадала в зону строительно – хозяйственных работ при создании района «Новый Котовск».
Все исследованные курганы были сооружены в эпоху бронзы, по всей видимости, одной группой населения. Всего в курганах в ходе раскопок обнаружено 47 детских и взрослых захоронений 2-ой пол. II тыс. до н.э. Судя по погребальному обряду и по инвентарю эти погребения можно отнести к срубной культурно-исторической общности. Основной сопровождающий материал- маленькие и большие керамические сосуды с орнаментом и без него. Количество сосудов в погребении варьирует от одного до трёх, последнее редко, первое чаще. Только в одном случае в погребении было обнаружено четыре сосуда. Здесь следует обратить внимание, что из более 70 найденных сосудов, только на одном сосуде имеются знаки в виде косых крестов, свастики, квадрата, зигзагов. Ещё в начале ХХ века В.А. Городцов обратил внимание на срубные сосуды с «загадочными знаками». В последствие учёными эти сосуды были выделены в отдельную группу. Довольно скудно в погребальном инвентаре представлены изделия из металла. Только в четырёх исследованных погребениях были обнаружены предметы из бронзы – это нож, два шила с костяными рукоятками и одна спиральная в два витка проволочная подвеска. Среди учтённых захоронений на могильнике зафиксировано относящееся к нерядовым погребениям одно парное детское погребение. Погребённые были расположены в могильной яме друг за другом в позе эмбриона. Вероятно, оно вызвано одновременностью смерти этих двух детей. В числе вариантов погребальной практики отмечаются два погребения с обрядом кремации и три погребения в срубах.
В процессе исследования памятника, накоплен огромный материал артефактов, который ещё предстоит изучить, понять и сделать определённые научные выводы.