ru|en

«Иди и рисуй» или успеть сохранить

14 октября 2018

"Тогда я сказала сыну: иди на Домняковку и рисуй! Рисуй быстро, пока они не взяли встречный план не перевыполнили его и не сломали все досрочно. - Мама, что ты говоришь. - Я знаю что я говорю. Ломать легче, чем строить. Это знает ребенок. Поэтому ты должен работать, работать день и ночь. А если б у тебя был план реконструкции Москвы, ты мог бы сделать все загодя. В наше время художник не может работать стихийно. Нужно знать, что увековечивать".

Хороший, старый, добрый, советский фильм! Возможно, новые поколения не знают его и не смотрят. А мы когда-то смотрели и знаем почти наизусть. К чему это?

К тому, что и при советской власти к наследию относились порою безжалостно и роль "художника" (ученого, исследователя, искусствоведа, этнографа) - успеть запомнить, чтобы передать в том виде, который можно сохранить, и сохранить для потомков.

Создавая старинный беларусский хутор в Витебской области, в поисках знатока изготовления "дранки" мы объехали ни одну деревню. И в результате те, кто еще оставался в живых, были как правило детьми и собирали щепу во время процесса. Насаживали нож и готовили инструмент, и запрягали коня, - другие, те, что постарше.... Поэтому пришлось потратить 2 месяца и тонны осины, чтобы экспериментальным способом определить нужный угол заточки ножа.

Традиция делать берестяные лодки или лодки-долбёнки - из той же области. Очень легко потерять этот навык и не сохранить его. В условиях отсутствия массового запроса на данную услугу или товар, получается, что выгоднее сохранить такую традицию как важную составляющую туристической достопримечательности. Только туризм в данном случае способен "придать вторую жизнь такому объекту". Важно найти верное туристическое место для такой достопримечательности.

Речь о том, что любое нематериальное культурное наследие - это навыки и умения людей, которые легко теряются, если ослабевает нить, которая их держит. Когда потребность в данном навыке или умении перестает быть востребованной. Но жизнь так устроена, что многое развивается по спирали. Поэтому самое ценное - этнографический нюх, дар, интерес собирать эти уникальные знания, которые могут пригодиться будущим поколениям.

Соприкасаясь с проектами и уникальными практиками, я чувствую себя иногда как собиратель народного фольклора или тот самый художник из фильма "По семейным обстоятельствам", которому дан приказ "иди и рисуй". Вчера не сохранили Дом Яковлева в Калуге. И каждый день исчезает, пропадает, уходит многое важное. Давайте смотреть по сторонам и спешить сохранить то ценное, что можно потерять навсегда. 

 

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ