ru|en

Бронский неслуЧайный иван-Чай и Нижнезолотилово

25 марта 2018

Уже почти 1,5 года в черновиках у меня лежит материал о проекте Bronski иван-чай... За это время очень многим я рассказала о том, что социальный предприниматель Михаил Бронский вместе с Ильей Кузубовым (фестиваль Тайбола),  также Кенозеро, лесным отелем Голубино в Пинежье, Ошевенском, Шенкурском, национальным парком Русская Арктика развивают туризм в Архангельской области и что именно они являются центрами притяжения по критериям СОТ в данном регионе.

Познакомилась с Михаилом Бронским я на Международный форум в рамках  партнерства «Северного  измерения» в  области культуры  (ПСИК) в Санкт-Петербурге и узнала, что туески ему заготавливает именитый мастер-берестянщик из Архангельской области Александр Шутихин... В то же время, когда Государственный Дарвиновский Музей открыл выставку "Береста на века", на которой Александр изготовлял легкую лодку из бересты. 

Какое отношение имеет Михаил Бронский, его чай в туескаях и пакетах с росписью (сам расписывает росписью Важской (шенкурской) и росписью Костромских отходников, а мезенской на пакетах пишет Людмила Щеголихина) к социально ответственном туризму или СОТ? Прямое. Михаил уже 25 лет занимается росписью, а чаем - 12 лет.

Bronski - это не столько иван-чай, сколько смешение его с такими ингредиентами, как берестяной промысел и мезенская роспись. Благодаря Михаил эти компоненты воедино меняют нашу с вами культуру потребления. Ведь так здорово купить чай и поддержать местного мастера или познакомиться с уникальной "мезенской росписью", которую уже сейчас сложно представить себе на подносах (мы ими практически не пользуемся в быту), да и гораздо важнее сохранить уникальные знания, навыки и умения мастеров Севера. У меня даже была дискуссия на эту тему с уважаемым Глебом Тюриным: мне кажется, что изменение культуры потребления, использование традиционных художественных инструментов не на предметах искусства  - важный просветительский ход и жест, укрепляющие знания и меняющие наше сознание.

Бизнес в настоящее время у Бронского построен таким образом: "Нам привозят лист, за его переработку в Нижнем Золотилово отвечает наша семья, когда меня нет процесс переработки контролируют папа, мама и сестры, муж сестры. Сейчас племянники (старшей 12 лет) активно принимают участие в переработке и сборе листа и трав. Сушка ягод и цветов под контролем племянницы Кати (12 лет), тоже зарабатывает денежку)"...

Кроме того,  иван-чай употребляют только в России. Это действительно наш российский напиток. И он выстраивает мосты между городом и деревней.

"если в Архангельской области будут самые большие плантации иван-чая - вот это цель, тогда многие деревни оживут", - считает Михаил Бронский. Кроме того, не теряет надежды "отреставрировать храм Вознесения Господня на ручье Ворбас, акустика там удивительная.. очень хочется, чтобы там службы шли".

И наконец, родина этого иван-чая - деревня Нижнее Золотилово на картах Нижнезолотилово, которой суждено стать новой туристической достопримечательностью Архангельской области. Еще не все понимают, что именно сюда могут приезжать туристы, чтобы познакомиться с местными жителями-заготовителями и производителями. Михаил считает так:

"В нашей деревне 18 домов, два скоро совсем умрут, постоянно живут три дома, остальное дачники, из них две семьи помимо нашей участвуют в процессе работы, а так за сезон до ста человек могут принимать участие в заготовке листа, трав, ягод. Есть еще семьи в других районах области кто с нами работает. У людей желание есть с нами работать, но мы пока не в силах всех принять. Рынок иван-чая не сформирован, есть компании, которые делают плохой чай и поэтому демпингуют, продают его по низким ценам, а у потребителя пока понимания нет, что чай чаю рознь. Думаю что такая ситуация минимум три года будет. 
Инвестор, который готов вкладывать и не ждать мгновенной отдачи найти не просто."

Согласно концепции социально ответственного туризма, именно такие очаги традиции, производства, культуры, искусства, промысла становятся наиболее устойчивыми и неизменно вызывают интерес туристов при правильном управлении процессом. А это означает, что данная инвестиция в любом случае не краткосрочная. В данном случае туризм может стать инструментом поддержки и рекламы через "сарафанное радио", а также акселератором процессов. Именно такой туризм социально ответственный.

Подробнее:

http://29.ru/text/from_29/212731424890880.html

http://www.ntv.ru/novosti/1701036/

https://rg.ru/2015/08/04/reg-szfo/proekt.html

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ